Богослужбові вказівки

Богослужебные указания за 18 февраля 2018 года


Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Глас 4-й. Отдание праздника Сретения Господня69. Заговенье на Великий пост.

Мц. Ага́фии. Иконы Божией Матери, именуемой «Взыска́ние поги́бших». Свт. Феодо́сия, архиеп. Черни́говского (службу зри 9 сентября).

На этот день, по Уставу, назначается служба отдания праздника Сретения (см.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 2-е «зри», «Ука́з о пра́зднице Сре́тения Госпо́дня, а́ще в кой день Сре́тение бу́дет, или́ в кой день случи́тся отда́ние его́»), которая совершается вместе с воскресной службой Октоиха и службой Триоди (по третьему «зри» 2-й Марковой главы под 9 февраля: «А́ще случи́тся отда́ние Сре́тения Госпо́дня в Неде́лю фарисе́еву, или́ блу́днаго, или́ сыропу́стную»)70.

Служба мц. Ага́фии переносится на малое повечерие под 4 февраля.

Примечание. Если в понедельник 1-й седмицы Великого поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на Неделю сыропустную (ср.: Типикон, 30-я храмовая глава, 7-я Маркова глава под 24 февраля).

Календарные заметки:
Заговенье на Великий пост.
В это воскресенье после вечерни, по традиции, совершается чин прощения.
Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1–12. Лит. – Рим., 112 зач., XIII, 11 – XIV, 4. Мф., 17 зач., VI, 14–21.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, Триоди, глас 6-й – 3 (в Триоди 4 стихиры, одна из них опускается), и праздника, глас 1-й и глас 6-й – 4 (со славником; см. 2 февраля). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Се́де Ада́м пря́мо рая́…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ра́ди…»71.

Вход. Прокимен дня. Паримий нет.

На литии стихиры праздника (см. на литии 2 февраля)72 и хвалитные стихиры Триоди, глас 5-й: «Увы́ мне, Ада́м рыда́нием возопи́...», «По́прище доброде́телей...», и глас 6-й: «Ада́м из рая́ отго́нится...» (без припевов)73. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Со́лнце лучи́ скры...» (см. на литии), «И ныне» – праздника, глас 5-й: «Ве́тхий де́ньми…» (см. 2 февраля, в стихирах на литии).

На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Изгна́н бысть Ада́м...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «И́же на Херуви́мех носи́мый…» (см. 2 февраля, на стиховне великой вечерни).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные74.

Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На река́х Вавило́нских…». «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 4-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Триоди на 4 и праздника на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Сретения Господня: «Су́шу глубороди́тельную…».

Примечание. Катавасия Триоди: «Яко по су́ху…», не поется.

По 3-й песни – кондак [и икос] Триоди, глас 6-й; седален Триоди, глас 4-й: «Изгна́н бысть Ада́м...». «Слава» – [ин седален Триоди, глас тот же: «Ны́не вре́мя доброде́телей...»], «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «На горе́ Сина́йстей...» (см. 2 февраля)75.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую» (припевы праздника не поются).

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 4-й. «Слава» – светилен Триоди: «За́поведь Твою́...», «И ныне» – светилен праздника: «Ду́хом во святи́лищи...» (см. 2 февраля).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 4-й – 4, и стихиры праздника, глас 4-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее, в службе праздника 2 февраля, на стиховне великой вечерни); затем припев: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́», и стихира Триоди, глас 6-й: «Ада́м из рая́ отго́нится...». «Слава» – Триоди, глас тот же: «Приспе́ вре́мя…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами: 1-й – «Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, / по глаго́лу Твоему́, с ми́ром»; 2-й – «Свет во открове́ние язы́ков / и сла́ву люде́й Твои́х Изра́иля», 3-й – «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых...».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 4-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника76. Кондаки праздника (на 1-м и 6-м часах) и Триоди (на 3-м и 9-м часах) читаются попеременно.

На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы.

Примечание. Заготовление Агнцев на Литургии происходит следующим образом.

Проскомидия в Неделю совершается обычным порядком. После заготовления первого Агнца точно так же заготовляются и другие два, над каждым из которых священник произносит молитвословия: «В воспомина́ние…», «Яко овча́…», «И яко Агнец…», «Во смирении Его…», «Род же Его…», «Яко взе́млется…», «Жрется Агнец…» и «Един от воин…». Все три Агнца полагаются на дискос вместе. Далее проскомидия совершается обычным чином.

Во время евхаристического канона священник произносит: «Хлеб сей…», а не «Хле́бы сия…».

При возглашении «Святая святым» священник возносит не один Агнец, а все три вместе.

Для причащения раздробляется обычным порядком только первый Агнец, а остальные два напояются Святой Кровию. Для этого священник берет правой рукой лжицу, омокает ее в Святой Крови, левой же рукой берет второй Агнец и напояет Его над Чашей крестообразно, после чего полагает Агнец в Дарохранительницу. Таким же образом заготовляется и третий Агнец.

Блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 3-я – 4, и праздника, песнь 9-я – 4.

На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий – Недели сыропустной77 и праздника.

Апостол и Евангелие – Недели сыропустной78.

Примечание. Учитывая указания 2-й Марковой главы Типикона под 9 февраля (А́ще ли прилучи́тся отда́ние пра́здника Сре́тения Госпо́дня в Неде́лю, пре́жде Неде́ли мытаря́ и фарисе́я), можно считать допустимым чтение Апостола и Евангелия праздника после рядовых чтений Недели сыропустной. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 425, 427, 429.

Задостойник праздника.

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода с Небес...», и праздника: «Ча́шу спасе́ния прииму́...».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых...».

Образец совершения вечерни накануне понедельника Четыредесятницы

Вечером в Неделю сыропустную иерей (пред царскими вратами): «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и читает 9-й час – по обычаю79. В конце 9-го часа иерей произносит возглас: «Боже, уще́дри ны…». Читается молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…».

Вечерня. Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь». «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и предначинательный псалом (иерей читает светильничные молитвы).

Великая ектения. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры80 на 10: Октоиха покаянны, глас 4-й – 4 (2 из стиховных стихир на вечерне в Неделю вечера и 2 из стиховных стихир на утрене понедельника)81, Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи (прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского, с 6 февраля), глас 6-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу стихир Минеи, от меньших: «Арха́нгельски воспои́м...»82.

Примечание. Если в Минее есть славник, то «Слава» – Минеи, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших.

Если случится память двух малых святых, то поются стихиры первого святого, а стихиры второго святого с «Господи, воззвах» переносятся на хвалитны утрени.

Вход с кадилом83. «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 8-й: «Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́; ско́ро услы́ши мя, вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю»; стих 1-й: «Спасе́ние Твое́, Бо́же, да прии́мет мя»; стих 2-й: «Да у́зрят ни́щии и возвеселя́тся»; стих 3-й: «Взыщи́те Бо́га, и жива́ бу́дет душа́ ва́ша».

Примечание. Великий прокимен «Не отврати́ лица́ Твоего́...» поется также на вечерне во 2-ю и 4-ю Недели поста. В 1-ю, 3-ю и 5-ю Недели поется прокимен великий, глас 8-й: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди»; стих 1-й: «От коне́ц земли́ к Тебе́ воззва́х»; стих 2-й: «Покры́юся в кро́ве крил Твои́х»; стих 3-й: «Та́ко воспою́ и́мени Твоему́ во ве́ки».

Ектения сугубая «Рцем вси…» не произносится. После исполнения прокимна читается: «Сподоби, Господи…»84. Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «А́нгельстии чи́ни…».

«Ныне отпущаеши…». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...»85. По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Моли́те за ны, святии апостоли…» (поклон), «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Сый благослове́н…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю́…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» (с тремя поклонами)86. После третьего поклона – «Слава Тебе, Христе Боже…», и совершенный отпуст, после которого хор поет многолетны: «Великаго Господина…».

Литии о усопших после этой вечерни не полагается.

Примечание. Далее в «Богослужебных указаниях» при описании аналогичных служб Четыредесятницы (вечерни накануне понедельника) на ряду (под числом) указываются только изменяемые песнопения службы. При этом дается отсылка к дате, под которой неизменяемая часть последования излагается подробно.

После отпуста, по традиции, совершается чин прощения.

На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, ели́ка согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови»87. На это служа́щий священник (как правило, настоятель, а в обителях – наместник) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери…», «На река́х Вавилонских…» и др88.

Примечание. «По вече́рни же в трапе́зе быва́ет утеше́ние бра́тии» (Типикон, гл. 49-я, «В ту́южде Неде́лю сы́рную ве́чера»).

Вечером в Неделю сыропустную и в прочие Недели Четыредесятницы положено совершать малое повечерие с каноном и поклонами.

Примечание. Если накануне совершалось бдение, то канон Богородицы (Октоиха) на повечерии не поется.

Порядок малого повечерия такой же, что и в период пения Октоиха, но со следующими особенностями. Вместо возгласа: «Молитвами святых отец…» произносится: «Боже, уще́дри ны…». После возгласа совершаются три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко…», 12 малых поклонов с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго», и один великий поклон с молитвой «Господи и Владыко…». После поклонов – конечное Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство…», «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», и прочее по обычаю.

69 «А́ще ли случи́тся [праздник Сретения Господня] в четверто́к сы́рный, или́ в пято́к, или́ в суббо́ту: и отдае́тся в Неде́лю сыропу́стную» (см.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 2-е «зри», «Ука́з о пра́зднице Сре́тения Госпо́дня, а́ще в кой день Сре́тение бу́дет, или́ в кой день случи́тся отда́ние его́»).

70 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 392–431.

71 В храме Сретения Господня стихиры на «Господи, воззвах» поются следующим образом: воскресные, глас 4-й – 3, Триоди, глас 6-й – 3 (в Триоди 4 стихиры, одна из них опускается), и праздника, глас 1-й – 4 (см. 2 февраля; первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Се́де Ада́м пря́мо рая́…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Да отве́рзется дверь Небе́сная…» (догматик гласа не поется).

72 Праздничные стихиры на стиховне великой вечерни переносятся на стиховны малой вечерни.

73 Хвалитная стихира Триоди, глас 6-й: «Приспе́ вре́мя...», поется на хвалитех. Ср.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 3-е «зри»: «А́ще случи́тся отда́ние Сре́тения Госпо́дня в Неде́лю фарисе́еву, или́ блу́днаго, или́ сыропу́стную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 397, 417.

74 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от ве́ка…».

75 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым порядок исполнения песнопений, при котором после кондака Триоди, глас 6-й: «Прему́дрости Наста́вниче...», поется икос Триоди, глас тот же: «Се́де Ада́м...», и в седальнах на «Славу» поется ин седален Триоди, глас 4-й: «Ны́не вре́мя доброде́телей...» (как это указано в Постной Триоди).

76 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 420–421), на 9-м часе тропарь праздника не произносится.

77 Прокимен и аллилуиарий Недели сыропустной см., напр., в приложении Апостола и в Постной Триоди (прокимен, глас 8-й: «Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви Бо́гу на́шему», стих: «Ве́дом во Иуде́и Бог...»; аллилуиарий, глас 6-й: «Бла́го есть испове́датися Го́сподеви...»).

78 Ср.: Типикон, 9 февраля, 1-я, 3-я и 4-я Маркова глава.

79 О тропарях и кондаке на 9-м часе см. выше.

80 Во время пения псалмов и стихир – обычное каждение.

81 Октоих на стиховне вечерни и утрени содержит по три стихиры (две покаянные и мученичен) с Богородичном. Из каждого цикла стихир берутся первые две – покаянные.

82 Ср.: Минея-Февраль. Киев, 1893. Л. 62.

83 В это воскресенье и в последующие пять (до Недели ваий) на вечерне совершается вход ради великих прокимнов.

84 Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от «Сподоби, Господи…» начинается великопостное. Существует практика, по которой священнослужители по закрытии царских врат переоблачаются в темные одежды, и диакон [или иерей в епитрахили (в приходских храмах – и в фелони, если он служит один без диакона)] выходит для произношения просительной ектении на солею перед царскими вратами, певцы же поют эту ектению не обычным, но великопостным напевом.

85 Иерей произносит этот возглас, стоя на солее перед царскими вратами. Здесь же он остается до отпуста вечерни, творит поклоны при пении тропарей: «Богородице Дево» и др., произносит возглас: «Сый благословен…» и молитву прп. Ефрема Сирина, с положенными на ней великими поклонами, и совершает отпуст.

86 В воскресные дни Великого поста на вечерне положены только три великих поклона, а не 16, как в седмичные дни.

87 В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помоли́ся о нас, грешных», что вполне согласно с Уставом.

88 В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целу́ем святы́я и честны́я ико́ны» предусматривает совершение этого обряда в молчании. В старинных же соборных Чиновниках, например, Новгородского Софийского собора, Московского Большого Успенского собора, указывается петь во время целования святынь песнопения молитвенно-покаянного содержания: «Покаяния отверзи ми двери…», «На спасения стези…», «Множества содеянных…», «Владычице, приими́ молитвы…», стихиру Успения: «О дивное чудо…» и молитву Святому Духу: «Царю Небесный…». В некоторых храмах принято также петь стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И та́ко возопии́м».

Источник: сайт Патриархия.ru


Богослужебные указания за 19 февраля 2018 года


Понедельник 1-й седмицы. Прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского. Начало Великого поста.

Иконы Божией Матери «Елецкой-Харьковской».

В течение Великого поста в седмичные дни все богослужения совершаются по Минее и Триоди Постной. Из Октоиха в будние дни берутся только Троичны, седальны и светильны текущего гласа (см. в приложениях к Постной Триоди). Литургия свт. Иоанна Златоустого в дни св. Четыредесятницы не совершается, кроме суббот и праздников Благовещения Пресвятой Богородицы89 и Входа Господня в Иерусалим.

Образец совершения утрени в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу св. Четыредесятницы, если не случатся в эти дни праздники: 24 февраля, 9 марта, 25 марта, храмовые или полиелейные

Утреня предваряется вседневной полунощницей. Перед началом ее звон – по обычаю, 12 ударов в колокол; после возгласа: «Боже, уще́дри ны…» – три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (столько поклонов на полунощнице бывает только в 1-й день Великого поста, а в остальные дни – 16).

По окончании полунощницы, перед утреней звон – по обычаю, в два колокола. Иерей, облачившись в фелонь90 и открыв завесу царских врат, кадит перед престолом крестообразно и возглашает: «Благословен Бог наш…»91. Чтец: Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне» – «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), псалмы 19-й и 20-й, Трисвятое. По «Отче наш» – возглас и тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…». «Слава» – «Вознесы́йся на Крест…», «И ныне» – «Предстательство страшное…». Во время чтения псалмов иерей кадит алтарь и весь храм, затем, возвратившись в алтарь, произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (с кадилом у престола) и возглас: «Яко Милостив…». Певцы: «Аминь», «Именем Господним…».

Иерей, стоя пред престолом, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», при этом творит крест кадилом. Читается шестопсалмие. (Иерей глаголет утренние молитвы Служебника.) По окончании шестопсалмия – великая ектения.

Затем «Аллилуия» в прилучившийся глас Октоиха (в данном случае – 4-й), со стихами: «От но́щи у́тренюет...» и проч. Певцы поют: «Аллилуия», по трижды на каждый из четырех стихов. Затем три Троичных тропаря (см. приложение Триоди).

Примечание. На практике Троичные тропари читаются, а окончания (припевы) их поются.

В понедельник к первому Троичному тропарю припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, предстательствы безплотных Твоих помилуй нас»; ко второму – «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас»; к третьему – «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас». Припев к первому тропарю особый для каждого дня седмицы, припевы ко второму и третьему тропарям – постоянные.

Затем стихословятся кафизмы 4-я, 5-я и 6-я, с разделением на три «Славы» и пением великопостным распевом. Стихословие кафизмы начинается с пения хором «захода»: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». Чтец: «И ныне», и читает кафизму. Малых ектений по кафизмах во всю Четыредесятницу, кроме суббот и Недель, не бывает (если случится праздник, то перед праздничными седальнами малая ектения произносится).

После 1-й кафизмы – седальны рядового гласа Октоиха (см. приложение Триоди). Если в Минее у рядового святого есть кондак, то в седальнах, перед Богородичном, поется мученичен текущего гласа с припевом: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев» (в приложении Триоди он помещается после седальнов). Если в Минее кондака у рядового святого нет, то мученичен поется по 6-й песни канона (тогда в седальнах этот мученичен опускается).

Примечание. В данном случае мученичен не поется в седальнах, т. к. в рядовой службе Минеи нет кондака.

После 2-й и 3-й кафизм – седальны Триоди (на ряду).

По обычаю, хор – запев: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». Чтец – «И ныне», и читает псалом 50-й.

Иерей (или диакон) на амвоне произносит молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя…» (см. на литии великой вечерни). Певцы: «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь», и поется канон.

На великопостной утрене три канона – из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди.

Трипеснцы состоят: в понедельник – из 1-й, 8-й и 9-й песней; во вторник – из 2-й, 8-й и 9-й песней; в среду – из 3-й, 8-й и 9-й песней; в четверг – из 4-й, 8-й и 9-й песней; в пятницу – из 5-й, 8-й и 9-й песней92.

Песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: канон Минеи со ирмосом на 6 (ирмос единожды), затем трипеснцы на 8. Кроме того, 2-й трипеснец Триоди содержит один или два тропаря, не входящие в число 14; эти тропари должны петься с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4, без ирмоса, т. е. ирмосы в этот счет не входят. В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмосы предваряют пение тропарей, а в 3-й (кроме среды) и 6-й служат катавасией и поются только по окончании тропарей. Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, непременно заканчиваются катавасией – ирмосом второго трипеснца.

Канон стихословится с библейскими песнями (в изложении специального раздела Ирмология – для Великого поста). Полностью текст библейской песни исполняется только в песнях с трипеснцами. (Таким образом, за седмицу целиком пропевается весь цикл Песней Священного Писания.) В остальных песнях в качестве припевов к тропарям используется только необходимое количество последних стихов.

Если случатся два святых93, то в песнях с трипеснцами два канона Минеи поются на 6, путем соединения в обоих канонах двух тропарей в один. Богородичен первого канона опускается.

Примечание. Оба канона Минеи поются на 6 (со ирмосом) следующим образом: ирмос канона первого святого, два тропаря этого канона за один, тропарь перед Богородичном (Богородичен опускается); из канона второго святого – два тропаря за один, тропарь перед Богородичном и Богородичен.

О пении канонов двух святых в песнях без трипеснцев Типикон умалчивает. Согласно распространенной практике, оба канона Минеи поются на 894, предваряемые не входящим в счет ирмосом канона первого святого. В 3-й (кроме среды) и 6-й песнях ирмос первого канона Минеи поется в начале песни, а ирмос канона второго святого на катавасию.

В соответствии с общими указаниями Типикона относительно чина пения канона великопостной утрени, в понедельники песнь 1-я канона стихословится от стиха: «Го́сподеви поем…» до «Огусте́ша, яко стена́…» (по Ирмологию95). После стиха «Огусте́ша, яко стена́…» поется ирмос канона Минеи.

Певцы – стих96: «Рече́ враг…». Чтец97 – 1-й тропарь канона Минеи.

Певцы: «Посла́л еси дух Твой…». Чтец – снова 1-й тропарь98.

Певцы: «Кто подо́бен Тебе…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Просте́рл еси…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Уте́шил еси…». Чтец – Богородичен канона.

Певцы: «Тогда потща́шася…». Чтец – 1-й и 2-й тропари99 первого трипеснца Триоди (за один).

Певцы: «Нападе́т на ня…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «До́ндеже про́йдут…». Чтец – 4-й тропарь.

Певцы: «Введ, насади́ я…». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца.

Певцы: «Господь, ца́рствуяй веки, и на век…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца Триоди.

Певцы: «И наведе́ на ня…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – Троичен: «Еди́нице про́стая…».

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен: «Божию Святую Го́ру воспои́м…».

Певцы: «Слава Тебе, Боже наш…». Чтец – тропарь: «Колесни́ца огненная…».

Певцы: «Слава Тебе, Боже наш…». Чтец – последний тропарь: «Бра́шно Адам яде́…».

Затем на катавасию поется ирмос 2-го трипеснца Триоди, глас 2-й: «Гряди́те, лю́дие…».

Примечание. Песнь 2-я в понедельник не поется. Она стихословится по вторникам Четыредесятницы.

Песнь 3-я (из Минеи) начинается пением библейских стихов. Сразу после катавасии 1-й песни певцы – стих: «Господь взы́де на Небеса́…». Чтец – 1-й тропарь канона.

Певцы – стих: «И даст кре́пость…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен Минеи.

Певцы – ирмос 3-й песни Минеи (в данном случае – глас 6-й: «Несть свят...»). Отличие от обычного исполнения канона в том, что здесь ирмос поется не в начале песни, но – в конце ее, покрывая песнь, как катавасия.

По 3-й песни – ектения малая. Седален преподобного, глас 4-й: «Свяще́нства све́том сия́я...». «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «И́же на престо́ле Херуви́мстем седя́й...» (см. в Минее 17 февраля, в службе вмч. Феодора Тирона, по 3-й песни канона).

Песнь 4-я (из Минеи). Певцы – ирмос 4-й песни Минеи и стих: «Господь Бог мой – сила моя…». Чтец – 1-й тропарь.

Певцы – стих: «И на высо́кая возво́дит…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.

Песнь 5-я (из Минеи). Певцы – ирмос 5-й песни и стих: «Воскре́снут мертвии…». Чтец – 1-й тропарь.

Певцы – стих: «Роса́ бо, яже от Тебе…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.

Песнь 6-я (из Минеи) стихословится так же, как 3-я. Сразу же после Богородична 5-й песни поется стих: «Храня́щии су́етная…». Чтец – 1-й тропарь.

Певцы – стих: «Аз же со гла́сом хвале́ния…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.

Певцы – ирмос 6-й песни канона Минеи на катавасию (в данном случае – глас 6-й: «Жите́йское мо́ре...»).

По 6-й песни – ектения малая. Кондак и икос Минеи (если есть). В данном случае – мученичен Октоиха, глас 4-й: «Днесь А́нгельская во́инства» (см. в приложении Триоди, в седальнах по 1-м стихословии).

Примечание. Если в Минее кондака у рядового святого нет, то по 6-й песни поется мученичен Октоиха (см. в седальнах по 1-м стихословии в приложении Триоди)100.

Песнь 7-я (из Минеи). Певцы – ирмос 7-й песни Минеи и стих: «Благослове́н еси на Престоле славы…». Чтец – 1-й тропарь.

Певцы: «Благослове́н еси на тве́рди…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.

Песнь 8-я поется как 1-я. Хор или чтец стихословит подряд стихи 8-й песни от стиха: «Благослови́те, вся дела Господня…» и до: «Благослови́те, огнь и вар…». После этого стиха поется ирмос канона из Минеи и стих: «Благослови́те, ро́сы и и́ней…». Чтец – 1-й тропарь Минеи.

Певцы: «Благослови́те, сла́ны…». Чтец – снова 1-й тропарь101.

Певцы: «Благослови́те, свет и тьма…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Благослови́те, земля…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Благослови́те, исто́чницы…». Чтец – Богородичен Минеи.

Певцы: «Благослови́те, вся птицы небе́сныя…». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца Триоди.

Певцы: «Благослови́те, сы́нове…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Благослови́те, свяще́нницы…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Благослови́те, ду́си…». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца.

Певцы: «Благослови́те, Ана́ния, Аза́рия, Мисаи́л…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца.

Певцы: «Благослови́те, апо́столи…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Благослови́м Отца и Сына и Святаго Духа, Го́спода». Чтец – Троичен трипеснца.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен трипеснца.

Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь трипеснца.

Певцы: «Хва́лим, благослови́м…» и ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Дре́вле ороси́вшаго…».

На 9-й песни совершается обычное каждение. Поем «Честнейшую» (с поклоном на каждый припев). Затем ирмос 9-й песни из Минеи и стих: «Благослове́н Господь Бог Израилев…». Чтец – 1-й тропарь из канона Минеи.

Певцы – стих: «И воздви́же рог спасе́ния нам…». Чтец – снова 1-й тропарь102.

Певцы: «Якоже глаго́ла…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Спасе́ние от враг…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Сотвори́ти милость…». Чтец – Богородичен канона Минеи.

Певцы: «Клятву, е́юже клятся…». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца.

Певцы: «Служи́ти Ему…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «И ты, отроча́…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Да́ти разум…». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца.

Певцы: «В ни́хже посети́ нас…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца.

Певцы: «Напра́вити но́ги наша…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – Троичен трипеснца.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен трипеснца.

Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – последний тропарь трипеснца.

Певцы – ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Преесте́ственно пло́тию…».

Затем – «Достойно есть» (поклон). Ектения малая. Светилен Троичен текущего гласа (см. приложение Триоди). По обычаю, окончания светильна поются по распеву Троичных тропарей. После 1-го исполнения светильна – окончание: «Предста́тельствы безплотных Твоих, и спаси мя» (в понедельник). «Слава» – тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», «И ныне» – опять тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». (Первое окончание светильна особое для каждого дня седмицы, второе и третье окончания – постоянные.)

Примечание. В светильнах 6-го гласа вместо окончания изменяется начало (например, первый в понедельник: «Предста́тельствы, Го́споди, Безпло́тных Твои́х, низпосли́ душа́м на́шим свет Твой присносу́щный» и т. п.).

После светильна чтец – хвалитные псалмы: «Хвали́те Го́спода с Небес…» и прочие стихи (по обычаю). После псалмов – «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…», и далее – «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Слава в вышних Богу…» (вседневное славословие).

Если случатся под числом в Минее два святых на ряду, стихиры одного святого (положенные на «Господи, воззвах») поются на вечерне, а другого – на хвалитех, на 4 (первая стихира дважды). «Слава103, и ныне» – Богородичен (в среду и пяток – Крестобогородичен) по гласу стихир на ряду или Богородичен из приложения Минеи по гласу стихир, от меньших. После Богородична – «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Слава в вышних Богу…» (вседневное славословие). Таким образом, после стихир «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» не читается.

Читается вседневное славословие104. Ектения просительная, и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Тя, Бо́жию Ма́терь…».

Примечание. Если святой имеет утреннюю стихиру на «Слава», то «Слава» – святого, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших, из дополнительной части Минеи, а в среду и пяток – Крестобогородичен Минеи на ряду. Если в Минее нет славника, то «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди (на ряду).

Читается «Благо есть…» (дважды) и Трисвятое. По «Отче наш» и возгласе: «Яко Твое есть Царство...» – глаголется тропарь Часослова: «В храме стоя́ще славы Твоея…». «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…». Иерей перед царскими вратами: «Сый благослове́н…». Глаголется молитва: «Небесный Царю́…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» и поклоны 3 великих; 12 малых поклонов с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго», и еще раз – «Господи и Владыко живота моего…» и поклон один великий. Чтец: «Аминь», и без отпуста утрени читается 1-й час. Отпуст утрени совершается после 1-го часа. Иерей, по обычаю, возвращается в алтарь, закрывает завесу и снимает фелонь.

Образец совершения первого часа в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу св. Четыредесятницы

Календарные заметки:
В понедельник, вторник, среду и четверг 1-й седмицы на великом повечерии поется Великий канон прп. Андрея Критского.
Порядок чтений, согласно календарю:
На 6-м часе: Ис. I, 1–20.

На 1-м часе – после трех псалмов и «Аллилуия» (трижды), во вторник, среду и четверг стихословится рядовая кафизма105. Перед ней «заход»: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – читается, а не поется106. На «Славах» кафизма прерывается пением, как на утрене, то есть «опевы» кафизмы поются.

После кафизмы (а если ее не бывает, то после псалмов часа) чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды). Затем иерей (или «учиненный чтец»), став пред царскими вратами, поет тропарь часа, на глас 6-й: «Зау́тра услы́ши глас мой, Царю мой и Боже мой», и творит земной поклон. Певцы – тот же тропарь. Иерей (или «учиненный чтец») – стих: «Глаголы моя внуши́, Господи, разуме́й зва́ние мое́». Певцы: «Зау́тра услы́ши глас мой…». Иерей (или «учиненный чтец»): «Яко к Тебе помолю́ся, Господи». Певцы: «Зау́тра услы́ши глас мой…». Когда иерей (или «учиненный чтец») произносит тропарь или стих, певцы и народ творят поклон; когда же певцы поют, тогда иерей (или «учиненный чтец») творит поклон107. Иерей (или «учиненный чтец»): «Слава» (поклона нет). Чтец: «И ныне» – Богородичен часа: «Что Тя нарече́м…».

Затем певцы: «Стопы́ моя напра́ви по словеси́ Твоему, и да не облада́ет мною всякое беззаконие» (дважды). Так же (по дважды) поются следующие стихи: «Изба́ви мя от клеветы́ челове́ческия, и сохраню́ за́поведи Твоя»; «Лице́ Твое просвети́ на раба́ Твоего и научи́ мя оправда́нием Твои́м». Затем: «Да испо́лнятся уста́ моя хвале́ния Твоего, Господи, яко да воспою́ славу Твою, весь день великоле́пие Твое» (трижды).

Примечание. Стихи часа (особые тропари Часослова после Богородична часа и перед Трисвятым) поются только на 1-м часе, на прочих часах они читаются.

Чтец – Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец – Богородичен дня (в понедельник, вторник и четверг – «Пресла́вную Божию Матерь…»; в среду и пяток – «Скоро предвари́…»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (на солее): «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей: «Господи и Владыко живота моего…», с 16 поклонами. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Христе́, Свете Истинный…». Певцы (по обычаю): «Взбранной Воеводе…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий и многолетны.

По Уставу, по окончании 1-го часа совершается лития о усопших, которая, по мысли Типикона, является неотъемлемой частью утреннего богослужения. Заупокойная лития по окончании 1-го часа назначается Типиконом во все седмичные дни. В субботу, Неделю и в праздничные дни этой литии нет. Такая же лития назначается Уставом и после отпуста вечерни в том случае, если вечерня не соединяется с Литургией Преждеосвященных Даров, т. е. в понедельник, вторник и четверг. (В среду и пятницу вечерня служится в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров.) Не полагается литии о усопших и после вечерни понедельника, которая служится в Неделю вечером.

Таким образом, в период Святой Четыредесятницы Типикон назначает литии по окончании 1-го часа и по отпусте вечерни. Различаются они лишь тем, что на литии после 1-го часа полагается чтение Оглашений прп. Феодора Студи́та (в среду и пятницу): «И чтутся Оглашения преподобнаго отца нашего Феодора Студита от предстоятеля или́ от екклисиа́рха, яко предписа́ся, си́речь в среду и пяток» (см.: Постная Триодь, служба понедельника 1-й седмицы Великого поста)108.

На практике лития совершается следующим образом.

В притворе (или в соответствующем месте храма) заранее устанавливается панихидный стол (тетрапо́д). По окончании 1-го часа или вечерни священник берет кадило и в предшествии двух свещеносцев исходит в притвор северными вратами (царские врата и завеса не открываются). За ним, при пении самогласной стихиры храма, следуют хор и молящиеся. Стихира берется из службы того праздника или святого, которому посвящен придел, где совершается служба. Это может быть стихира по 50-м псалме или одна из литийных стихир. (Если святой не имеет праздничного знака, шестеричный или славословный, и его служба не содержит указанных песнопений, стихира берется с «Господи, воззвах» или из другого цикла стихир.)

Иерей возглашает: «Благословен Бог наш…». Певцы: «Аминь». Чтец: Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Певцы: «Аминь» и тропари, глас 4-й: «Со ду́хи пра́ведных…», «В поко́ищи Твоем, Господи…». «Слава» – «Ты еси Бог…», «И ныне» – «Едина Чистая…». Иерей (с кадилом) произносит сугубую заупокойную ектению: «Помилуй нас, Боже…», «Еще молимся о упокоении…», «Яко да Господь Бог…», «Милости Божия…». «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Иерей читает тайную109 молитву: «Боже духо́в…», и произносит возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». «Слава Тебе, Христе Боже…» и т. д. Отпуст: «Воскресый из мертвых…». По отпусте глаголется особый стих: «Вечная ваша память, достоблаже́ннии отцы и братия наша, присно помина́емии» (трижды). Во время этого стиха священник окрест кадит тетрапод (трижды), затем произносит: «Бог да ублажи́т и упоко́ит их и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец» (единожды).

Образец совершения 3-го, 6-го и 9-го часов в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу св. Четыредесятницы

Великопостные часы 3-й, 6-й и 9-й обычно совершаются вместе с изобразительными и вечерней (если не совершается Литургия Преждеосвященных Даров). По традиции, перед каждым часом ударяют в колокол соответственно 3, 6 или 9 раз, перед изобразительными – 12 раз, перед вечерней – звон в два колокола.

3-й час. Иерей в епитрахили, перед царскими вратами (завеса не открывается) совершив три поклона (поясных), произносит возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш…» и прочее последование 3-го часа, как обычно. По окончании третьего псалма – «Слава, и ныне», «Аллилуия» – и стихословится рядовая (в понедельник – 7-я) кафизма, разделенная на три «Славы» (порядок чтения тот же, что указан на 1-м часе). После кафизмы иерей (или «учиненный чтец») перед царскими вратами поет тропарь часа, глас 6-й: «Господи, Иже Пресвята́го Твоего Духа…» и стихи: «Сердце чи́сто сози́жди во мне, Боже…»; «Не отве́ржи мене от лица́ Твоего…». По исполнении тропаря и поклонов иерей (или «учиненный чтец»): «Слава». Чтец: «И ныне» – Богородичен часа: «Богородице, Ты еси лоза́ истинная…». После молитвы «Иже на всякое время…» иерей (на солее) произносит возглас: «Боже, уще́дри ны…»110. Чтец: «Аминь». Иерей читает молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Молитва: «Владыко Боже…», и начинается 6-й час.

6-й час. Псалмы и кафизма (в понедельник – 8-я) читаются в том же порядке, что и на 3-м часе. После кафизмы, как и на 3-м часе, поется тропарь часа, глас 2-й: «Иже в шесты́й день же и час…». Стихи: «Внуши́, Боже, молитву мою…»; «Аз к Богу воззва́х…». «Слава». Чтец: «И ныне» – Богородичен часа: «Яко не и́мамы дерзнове́ния…». Тропарь пророчества (из Триоди)111. «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен (Триоди), глас 4-й: «Весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет», со стихом. Иерей (или диакон): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иса́иина чтение». Иерей (или диакон): «Вонмем». Читается паримия Триоди. По окончании чтения паримии иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен (Триоди), глас 7-й: «Работайте Го́сподеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом», со стихом. После пения прокимна чтец: «Скоро да предваря́т ны…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Спасение соде́лал еси…», «Слава» – «Пречистому Образу Твоему…». На «И ныне» – в понедельник, вторник и четверг – «Милосердия су́щи Источник…»; в среду и пятницу – Крестобогородичен: «Препросла́влена еси, Богородице Дево…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (на солее): «Боже, уще́дри ны…» и читает молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Молитва: «Боже и Господи Сил…», и начинается 9-й час.

9-й час совершается так же, как и предыдущие (в понедельник на 9-м часе – 9-я кафизма)112. Тропарь 9-го часа, глас 8-й: «Иже в девятый час…». Стихи: «Да прибли́жится молитва моя…»; «Да вни́дет прошение мое…». В конце 9-го часа, после «Боже, уще́дри ны…», иерей читает молитву прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами113. Молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…», и начинаются изобразительны.

Образец совершения изобразительных в понедельник, вторник и четверг св. Четыредесятницы

Изобразительны. После молитвы 9-го часа иерей, по традиции, облачается в фелонь, как на утрене114. По обычаю, отверзается завеса царских врат. Хор поет: «Во Царствии Твоем помяни́ нас, Господи, егда́ прии́деши во Царствии Твоем». Затем поются стихи блаженн с припевом к каждому стиху: «Помяни́ нас, Господи, егда́ прии́деши во Царствии Твоем». В конце на «Слава» – «Помяни́ нас, Господи…», на «И ныне» – «Помяни́ нас, Господи…». Затем медленно и громко (с тремя земными поклонами): «Помяни́ нас, Господи, егда́ прии́деши во Царствии Твоем», «Помяни́ нас, Владыко, егда́ прии́деши во Царствии Твоем», «Помяни́ нас, Святы́й, егда́ прии́деши во Царствии Твоем». Чтец: «Лик Небесный…». Стих: «Приступи́те к Нему и просвети́теся…», «Лик Небесный…», «Слава» – «Лик святых Ангел и Архангел…», «И ныне» – «Верую…», «Осла́би, оста́ви…», «Отче наш». Иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...».

Кондаки на изобразительных:

В храме Господском (в понедельник, вторник, четверг) – кондак храма, кондак дня (в четверг – два), кондак рядового святого Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

В храме Богородицы – кондак дня (в четверг – два), кондак рядового святого Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – кондак дня (в четверг – два), кондак храма, кондак рядового святого Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Примечание. Во вторник не следует произносить кондак храма Предтечи, а в четверг – кондак храма апостольского или свт. Николая, так как они заменяются дневными.

Примечание. Если на утрене кондак рядового святого отсутствовал, то на изобразительных он также не глаголется.

«Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (перед царскими вратами): «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами.

Образец совершения вечерни в св. Четыредесятницу, когда не бывает Литургии Преждеосвященных Даров

Вечерня. Вечерня вседневная, совершаемая в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы, следует за изобразительными без начального возгласа. После поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина, положенных в конце изобразительных, чтец: «Аминь»115. «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и предначинательный псалом: «Благослови́, душе́ моя, Го́спода…». (Иерей читает перед царскими вратами светильничные молитвы.) По псалме – великая ектения. Затем кафизма 18-я: «Ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти ми…» (порядок чтения тот же, что и на часах, но перед 1-й «Славой» не произносится «заход»: «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне»). После кафизмы – малая ектения.

«Господи, воззвах» во глас стихир Триоди. Во время пения стихир совершается обычное каждение. Стихиры на 6: Триоди, глас 2-й и глас 5-й – 3, и Минеи (свт. Парфе́ния, еп. Лампсаки́йского, с 7 февраля), глас 1-й – 3116. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу стихир Минеи, от меньших: «Де́во Всепе́тая...», или Богородичен Минеи, глас тот же (см., например, 15 февраля, в службе ап. Они́сима, на «Господи, воззвах»: «Жезло́м Твоего́ предста́тельства...»)117.

Входа нет. Чтец (или хор): «Свете Тихий…». Диакон возглашает (в алтаре): «Вонмем». Иерей: «Мир всем»118. Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость. Вонмем». Чтец – прокимен первой паримии Триоди, со стихом. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Бытия́ чтение». Диакон: «Вонмем». Чтение первой паримии. По окончании паримии диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен второй паримии Триоди, со стихом. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Притчей чтение». Диакон: «Вонмем». Чтение второй паримии.

Примечание. Во всю св. Четыредесятницу на вечернях читаются: первая паримия – из Бытия, вторая – из книги Притчей.

По окончании паримий читается: «Сподоби, Господи…». Ектения просительная, и молитва главопреклонения.

По возгласе певцы поют стихиры на стиховне из Триоди, глас 3-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богоро́дице, Предста́тельство всех...».

После стихир читается: «Ныне отпущаеши», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас (на солее): «Яко Твое есть Царство...». Певцы: «Аминь». И поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Моли́те за ны…» (поклон). Затем – «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Сый благослове́н…» (на солее). Читается молитва: «Небесный Царю́…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…», и творим обычные поклоны (16). Иерей возвращается в алтарь. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвята́я Троице…». «Буди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», псалом 33-й: «Благословлю́ Господа на всякое время…» (полностью). Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – великий отпуст, на котором поминаются святые следующего дня (в данном случае – 7 февраля). Певцы – многолетны. Закрывается завеса царских врат. Совершается заупокойная лития.

Великое повечерие.

Великим постом, в вечер тех дней, когда не было полной Литургии (за исключением вечера среды и пятницы 5-й седмицы), всегда совершается великое повечерие. Великое повечерие служится отдельно от вечерни.

В понедельник – четверг 1-й седмицы на великом повечерии поется Великий канон прп. Андрея Критского.

Перед повечерием звон в колокол – 12 ударов. Иерей в епитрахили, сотворив перед царскими вратами (при закрытой завесе) три поклона, возглашает: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне»119, «Приидите, поклони́мся…» (трижды) и псалом 69-й: «Боже, в помощь мою вонми́…».

Примечание. Этот псалом читается в начале повечерия только в первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста в связи с положенным здесь пением Великого канона прп. Андрея Критского. В другие дни он читается на своем месте – после молитвы «Владыко, Боже Отче Вседержителю…».

По традиции, во время чтения псалма иерей в епитрахили исходит на середину храма, где стоит аналой с приготовленным текстом Великого канона прп. Андрея Критского.

По окончании псалма лик поет ирмос: «Помощник и Покровитель…», и далее следует канон (ирмосы по дважды, тропари все, сколько есть). Певцы поют ирмосы и припевы120. Ектений и катавасий не положено. По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», и кондак Великого канона, глас 6-й: «Душе́ моя, душе́ моя…». По 9-й песни повторяется ирмос: «Безсе́меннаго зачатия…» (и поклон).

По окончании канона продолжается повечерие от псалма «Внегда́ призва́ти…». После псалма 90-го – пение (по Уставу, антифонное): «С нами Бог…» с припевом: «Яко с нами Бог» на каждый стих. После стиха «Отец будущаго века» и припева «Яко с нами Бог» чредной лик поет первый стих: «С нами Бог...» (с припевом), затем поется (обоими ликами): «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог». Затем «Слава» – первый лик: «С нами Бог...», «И ныне» – второй лик: «С нами Бог...»121. И в завершение – оба лика: «Яко с нами Бог».

После «С нами Бог…» – тропарь: «День преше́д, благодарю…». «Слава» – «День преше́д, славословлю…», «И ныне» – «День преше́д, песносло́влю…», «Безпло́тное естество́ херувимское…» и «Верую…»122.

После «Верую…» поются «молительные стихи»123.

Примечание. «Ве́рую [же] во Еди́наго Бо́га... глаго́лем ни́зким гла́сом. Та́же наче́нший лик: Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, моли́ о нас... И твори́т други́й лик покло́н. И востаю́щу друго́му ли́ку и отвещава́ющу, твори́т пе́рвый лик покло́н. Та́кожде и на про́чия стихи́ моли́тельныя вся. Егда́ же рече́м: Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго... три́жды, пое́м о́ба ли́ка ра́вно; и покло́ны 3» (Типикон, понедельник Великого поста, повечерие).

По традиции, иерей выходит из алтаря и перед царскими вратами произносит нараспев: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных» (поклон)124.

«Вся Небесныя Силы святых Ангел и Архангел, моли́те о нас, грешных» (поклон).

«Святый Иоанне, Пророче и Предте́че и Крести́телю Господа нашего Иисуса Христа, моли о нас, грешных» (поклон).

«Святи́и сла́внии апо́столи, проро́цы и му́ченицы, и вси святи́и, моли́те о нас, грешных» (поклон).

«Преподо́бнии и богоно́снии отцы́ наши, па́стырие и учи́телие вселе́нныя, моли́те о нас, грешных» (поклон).

Стих с упоминанием храмового святого (поклон).

«Непобеди́мая, и непостижи́мая, и Боже́ственная си́ло Честна́го и Животворя́щаго Креста́, не оста́ви нас, грешных» (поклон).

«Боже, очисти нас, грешных» (поклон).

«Боже, очисти нас, грешных, и помилуй нас» (поклон)125.

Затем чтец – Трисвятое (это Трисвятое в чине великого повечерия называется первым).

По «Отче наш» и возгласе иерея поем «велегласно и со сладкопением» тропари: в понедельник и среду – на глас 2-й: «Просвети́ о́чи мои, Христе Боже…». «Слава» – «Засту́пник души́ моея́ бу́ди, Боже…», «И ныне» – «Яко не и́мамы дерзнове́ния…». Во вторник и четверг – на глас 8-й: «Неви́димых враг моих неусыпа́ние…»; стих: «При́зри и услыши мя, Господи, Боже мой…»; «Яко страшен суд Твой, Господи…». «Слава» – «Сле́зы ми даждь, Боже…», «И ныне» – «Непостыдную, Богородице, надежду…». «Господи, помилуй» (40). «Именем Господним…». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Молитва свт. Василия Великого: «Господи, Господи…»126.

«Прииди́те, поклони́мся…», псалом 50-й, псалом 101-й, молитва царя Манасси́и и Трисвятое (это Трисвятое в Типиконе называется вторым). По «Отче наш» и возгласе иерея пение тропарей, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…». «Слава» – «Господи, помилуй нас…», «И ныне» – «Милосердия двери…». Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую», «Именем Господним…». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Молитва: «Владыко Боже Отче…»127.

«Прииди́те, поклони́мся…».

Примечание. Далее, – кроме первых четырех дней Великого поста, – читается псалом 69-й: «Боже, в помощь мою вонми́…». В понедельник – четверг 1-й седмицы этот псалом здесь опускается, так как прочитывается в начале повечерия.

Псалом 142-й: «Господи, услы́ши молитву мою…», вседневное славословие: «Слава в вышних Богу…».

Примечание. В седмичные дни св. Четыредесятницы, кроме первых четырех дней 1-й седмицы, после «Слава в вышних Богу…» полагается канон Богородицы Октоиха и канон (со стихирами) рядового святого, а по окончании их – «Достойно есть…». О порядке пения служб на повечерии см. 14 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

Затем чтец – Трисвятое (это Трисвятое в чине великого повечерия называется третьим). По «Отче наш» и возгласе иерея поем «велегласно и косно» (т. е. громко и медленно), на глас 6-й: «Господи Сил, с нами бу́ди…». Это песнопение с пятью хвалитными стихами поется, по Уставу, антифонно. По исполнении же пяти стихов повторяется первый стих и тропарь. Затем: «Слава» – «Господи, аще не бы́хом святыя Твоя имели моли́твенники…», «И ныне» – «Многая мно́жества моих, Богородице, прегрешений…», «Всесвятая Богородице, во время живота́ моего не оста́ви мене́…», «Все упова́ние мое на Тя возлага́ю…». Чтец: «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (на солее): «Боже, уще́дри ны и благослови ны…», и молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» (с 16 поклонами). Иерей возвращается в алтарь. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» и возгласе – «Господи, помилуй» (12), молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Пресла́вная Присноде́во…», и прочее. Иерей (на солее): «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей с непокровенной главой, лицом к «прикло́ншимся на землю» молящимся128, читает молитву отпуста: «Владыко Многомилостиве…».

По молитве, «нам воскло́ншимся», иерей творит поклон, глаголя: «Благослови́те, отцы святии…». Молящиеся отвечают: «Бог прости́т ти, отче святый» (или «Бог да прости́т ти, отче святый, помоли́ся о нас, грешных»). Иерей, обратясь к алтарю, возглашает прошения ектении: «Помолимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе…», «О богохрани́мей стране нашей…», «О ненави́дящих и лю́бящих нас», «О милующих и служа́щих нам», «О заповедавших нам, недостойным, молитися о них», «О избавле́нии плененных», «О отшедших отцех и братиях наших», «О в мори пла́вающих», «О в не́мощех лежащих», «Помолимся и о изоби́лии плодо́в земны́х», «И о всякой души христиан православных», «Ублажи́м православныя архиереи и кти́торы святаго храма сего (святыя обители сея)», «Родители наша и вся прежде отше́дшия отцы и братию нашу, зде лежа́щия и повсю́ду, правосла́вныя». На всякий стих певцы: «Господи, помилуй» (тихо, на одной высоте, единожды). Иерей: «Рцем и о себе саме́х», певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Певцы: «Аминь».

89 В текущем году на Благовещение Пресвятой Богородицы совершается Литургия свт. Василия Великого, поскольку праздник выпадет на Великую Субботу.

90 Иерей пребывает облаченным в епитрахиль, фелонь и, по традиции, в поручи до конца утрени.

91 «Иере́й... вхо́дит во святы́й олта́рь, и прие́м кади́льницу, глаго́лет и моли́тву кади́ла. И став пред свято́ю трапе́зою, кади́т крестообра́зно, и возгласи́т: Благослове́н Бог наш, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. И нам отвеща́вшим: Аминь. Та́же учине́нный чтец глаго́лет Трисвято́е без мета́ний» (Типикон, гл. 49, «Начало святаго и великаго поста», начало утрени).

92 В субботы Великого поста в Триоди имеются четверопеснцы (состоящие из 6-й, 7-й, 8-й и 9-й песней), исключение составляет суббота 1-й седмицы Великого поста.

93 Об особенностях совершения службы двух малых святых в седмичные дни св. Четыредесятницы подробнее см.: Ванюков С. А. Великопостное богослужение // Богослужебные указания на 2007 год. М., 2006. С. 775–790.

94 Стихи библейских песней после ирмоса поются от отметки «на 8».

95 Великопостную редакцию Песней Священного Писания, в соответствии с Ирмологием (с. 145), следует начинать словами «Поем Господеви...».

96 Существует практика, согласно которой стихи библейских песней читает чтец. В этом случае канон обычно читают два чтеца: 1-й – библейские песни, 2-й – тропари канона и трипеснцев.

97 Богослужебный Устав предполагает, что тропари канонов в течение всего года поются.

98 Если песнь имеет пять тропарей, включая Богородичен, то поется 2-й тропарь, и далее – по порядку.

99 В понедельник 1-й седмицы Великого поста первый трипеснец содержит на один тропарь больше, чем обычно.

100 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 491), мученичен по 6-й песни предваряется стихом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев».

101 Если песнь имеет пять тропарей, включая Богородичен, то поется 2-й тропарь, и далее – по порядку.

102 См. предыдущую сноску.

103 Если в службе святых на «Господи, воззвах» есть славник, то он не переносится на хвалитны утрени.

104 В седмичные дни Великого поста (понедельник – пятница) всегда читается вседневное славословие, даже в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

105 Кафизмы на 1-м часе не бывает в понедельник и пятницу всех седмиц.

106 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 501.

107 Таким же образом исполняются тропари и на прочих часах.

108 Помимо этого, чтение Оглашений совершается на воскресной утрене перед 1-м часом. Чтение Оглашений начинается от Недели о мытаре́ и фарисее. «В настоящем месте Типикона, – пишет проф. М. Скабалланович, – не указано, кому читать Оглашения прп. Феодора. Это указано в уставе Недели мытаря́: “Аще тамо (в притворе) есть игумен, чтутся от него; аще же ни, то от екклисиарха, стоя́щим и со вниманием послушающим братиям”. Для них должен быть именно такой авторитетный чтец, так как они наполнены прямыми увещаниями и обличениями к братии (начинаются: “Братия мои и отцы…”). Потому же пред ними неуместно и предисловие (поименование автора и чтения)... Игумен в данном случае изображает самого преподобного, и Оглашение представляется исходящим из уст его самого, незримо стоящего среди молящихся. Посему после Оглашения молящиеся отвечают на него лично обращенной к прп. Феодору благодарностью в форме тропаря» (Скабалланович М. Толковый Типикон. С. 326).

109 См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 168, 178.

110 В седмичные дни Великого поста на всех часах конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны...».

111 Тропари пророчества, паримии и прокимны 6-го часа в седмичные дни св. Четыредесятницы приводятся в Триоди.

112 По пятницам 9-й час совершается без кафизмы.

113 На 9-м часе во всю св. Четыредесятницу положено только 3 великих поклона.

114 Иерей пребывает облаченным до окончания вечерни.

115 На заключительное чтение молитвы прп. Ефрема Сирина.

116 Стихиры прп. Луки́ Елла́дского, глас 6-й, переносятся на хвалитны утрени вторника.

117 Указание Минеи на пение Богородична, глас 6-й: «Уязвле́ннаго мя...» (из службы 10 февраля), не может быть исполнено, поскольку этот Богородичен соответствует стихирам прп. Луки́ Елла́дского (глас 6-й), которые не поются в данный день на «Господи, воззвах», а переносятся на хвалитны утрени вторника.

118 На вечерне благословение «Мир всем» после «Свете Тихий» положено в тех случаях, когда есть вход или паримии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 437; 441, сноска; 523). Также допустимо это благословение и на вседневной вечерне без паримий (Там же. С. 103).

119 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 540; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 237–238.

120 Богослужебный Устав предполагает, что тропари Великого канона также поются. На практике их читает иерей.

121 В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 541) следующим образом описывает окончание пения С нами Бог: «каждый лик в отдельности поет: С нами Бог, таким образом: Слава, и первый лик поет: С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся. И ныне, и второй лик: С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся. Наконец оба лика поют припев: Яко с нами Бог».

122 Из указаний Типикона и других богослужебных книг следует, что тексты после «С нами Бог» (в том числе – Символ веры) поются (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 541). Первые два тропаря День преше́д – антифонно, прочие молитвословия – обоими ликами (либо также антифонно). Обычно на практике эти тексты читаются.

123 Первый стих: Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных, и последний стих: Боже, очисти нас..., согласно Уставу, исполняются трижды, остальные стихи – дважды.

124 В Типиконе указано петь «молительные стихи» антифонно (обоими хорами). Если есть два хора, то они поочередно повторяют стих: «Пресвятая Владычице Богородице…», и далее поют каждый стих на оба лика (иерей безмолвствует). В храмах, где нет двух хоров, иерей, стоя пред царскими вратами, поет каждый из положенных стихов, и хор повторяет их. В этом случае, чтобы вполне соблюсти антифонное пение, следует не петь третье: «Пресвятая Владычице Богородице…», либо петь этот стих иерею вместе с хором (ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М., 1984. С. 81, 284).

125 Согласно Типикону, «речем: Боже, очисти мя, грешнаго..., трижды, поем оба лика равно» (Типикон, понедельник Великого поста, повечерие). Таким образом, после двукратного пения стиха: «Боже, очисти нас, грешных» (в храмах, где нет двух хоров – иереем и хором), этот стих поется еще один раз, но с добавлением слов: «и помилуй нас» (в практике этот стих поет только иерей, либо иерей совместно с хором). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 541; Службы первой седмицы Великого поста. М., 1984. С. 81, 284. Существует также практика, согласно которой стихи Боже, очисти нас... поют вместе священник и певцы (Настольная книга священнослужителя. М., 2001р. Т. 4. С. 527).

126 Из последования великого повечерия следует, что молитву читает иерей. Обычно на практике ее произносит чтец.

127 См. предыдущую сноску.

128 Существует практика коленопреклонного чтения молитвы «Владыко Многомилостиве…».

Источник: сайт Патриархия.ru

Просмотры (1783)

Цей запис також доступний на: Russian